-

Главная
Студенчество
Неделя добра
Зеленый друг
Остров памяти
Омский «Щит»
«Оазис»
«ПаРи»
Хрустальный апельсин
История Омска
Промышленность
Культурная жизнь
Новости

 

      

     
   
 











Диета предупредит болезнь Паркинсона

Если достаточно долго соблюдать низкокалорийную диету, риск развития болезни Паркинсона значительно снижается. Ученые из Национального института старения (США) доказали это длительными экспериментами на обезьянах.

Обезьяны, как и люди, болеют паркинсонизмом - медленно прогрессирующим заболеванием центральной нервной системы, при котором движения постепенно затрудняются, зато в покое организм сотрясает неукротимая дрожь.

Паркинсонизмом заболевает около 1% людей старше 40 лет, но в последние годы болезнь все чаще поражает людей более молодых и даже подростков. Исследования природы паркинсонизма и поиск средств лечения входят в число приоритетных научных задач ХХI века во многих цивилизованных странах, где продолжительность жизни растет. Ведь больные в поздних стадиях не могут обходиться без посторонней помощи, что требует серьезных затрат социальных служб, поэтому паркинсонизм с каждым годом становится все более тяжелой социальной проблемой.

Ряд предыдущих исследований показал, что сниженная калорийность пищи значительно продляет жизнь лабораторных животных. Теперь группа ученых под руководством Марка Мэтсона решила выяснить, как связана с развитием болезни Паркинсона калорийность питания, сообщает агентство АР.

Группу макак-резус на протяжении полугода кормили рационом, калорийность которого была на 30% ниже, чем у контрольной группы. "Голодающие" макаки потеряли в среднем 12% веса по сравнению с "упитанными". Затем обеим группам ввели токсин, который вызвал в головном мозгу повреждения, схожие с возникающими при паркинсонизме. Началом развития этой болезни считается гибель клеток "черной субстанции" и "голубого пятна" - так называются зоны ствола головного мозга. Эти повреждения уменьшают содержание в мозге дофамина - соединения-нейромедиатора, которое обеспечивает передачу нервных сигналов от мозга к мышцам.

Затруднения в движении появились у обеих групп обезьян, но способность передвигаться и скорость движения были значительно выше у похудевших. Ученые отметили также, что у них выше концентрация двух важных соединений, которые защищают нервные клетки от повреждений, - BNDF и GNDF. Первой аббревиатурой обозначается мозговой нейротрофический фактор, второй - глиальный (глия - ткань, из которой состоит опора для нервных клеток, своего рода "скелет" головного мозга. -"Известия"). Аналогичная диета показала, что продукция первого вещества также возрастает и в организме грызунов, а второе соединение уже проходит клинические испытания как перспективное лекарство от болезни Паркинсона. Полученные в эксперименте обнадеживающие результаты, считают исследователи, скорее всего связаны с тем, что низкокалорийная диета каким-то образом активизирует гены, отвечающие за продукцию этих соединений в головном мозге приматов.

Голод лучше тетки

Исследователи из университета Калифорнии проводили эксперименты на стареющих лабораторных мышах, половину которых держали на их обычном рационе, а второй урезали его на 44%. Наблюдали ученые за активностью 11 тысяч генов. С возрастом животные становились уязвимыми для многих болезней, сокращающих жизнь, у них активизировались гены стресса и воспалительного ответа. В то же время многие важные гены, например те, что отвечают за работу клеток-киллеров, подавляющих рост опухолевых клеток, начинали работать хуже.

Однако у мышей, которых ограничивали в пище, изменения в работе генов были не столь велики. Их недельный рацион включал 53 ккал вместо 95 (если перевести эти данные на рацион человека, это все равно, что потреблять в день 1380 ккал вместо 2500).Ученые объясняют это тем, что при ограничении калорий энергия направляется лишь на самые нужные участки, а активность многих "вредных" генов резко сокращается.


19:17 17.12.04